ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МАЛЫШЕЙ
Познавательная деятельность детей от 1 года 9 месяцев до 2 лет
Ребенок не критичен к страху, он не имеет возможности справиться с ним самостоятельно. Поскольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям, то именно родители могут создать необходимые предпосылки для устранения страхов.
Для этого необходимо устранить:
-непонимание своеобразия личностного развития детей;
-неприятие ребенка, он должен быть желанным;
-несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей;
-негибкость родителей в отношениях с детьми, которая выражается в фиксации страхов, предвзятости суждений, навязывании мнений или несвоевременном отклике, либо недостаточном учете ситуации или момента;
-неравномерность отношений родителей в различные годы жизни детей;
-несогласованность отношений между родителями;
-эффектность - избыток родительского беспокойства, тревоги,страха;
доминантность - приказной тон, использование репрессивных мер, в том числе и физическое наказание;
-повышенная принципиальность, нетерпимость к слабостям и недостаткам ребенка;
-недостаточная отзывчивость или нечуткость родителей;
-противоречивость в отношениях родителей с детьми: эффективность и гиперопека уживаются с недостаточной эмоциональной отзывчивостью, тревожность с доминантностью.
С другой стороны, разрешить ребенку:
-побольше двигаться, особенно бегать;
-создать условия для интересных занятий;
-расширять круг общения ребенка: приглашать сверстников, научить общению с ними;
-использовать игру такого плана, в которой ребенок может проявить такие качества, как смелость, ловкость;
-наполнить жизнь ребенка радостными позитивными переживаниями (походы, экскурсии, посещение цирка, спектаклей, езда на велосипеде, санках, разные игры);
-проявлять заботу и участие во всех делах ребенка, соблюдая принцип «абсолютного принятия»;
-постепенно приучать ребенка самостоятельно принимать решения и преодолевать препятствия с помощью одобрения, похвал и собственного примера.
Поскольку воспитанием ребенка занимаются не только родители, но воспитатель детского сада, то он в значительной мере может помочь ребенку избавиться от многих нежелательных явлений, в том числе тревожности и страха. Все это возможно только при осуществлении личностно ориентированной модели воспитания, которая имеет в виду следующее:
-установление контакта с ребенком, подразумевающего доброжелательное, искреннее, заинтересованное отношение к нему;
-создание условий для проявления творческих возможностей ребенка и веры в свои силы и возможности;
-проявление терпения и педагогического такта;
-критический анализ результатов педагогического воздействия на воспитанников;
-взаимодействие со всеми участниками воспитательного процесса, особенно с родителями и психологической службой.
Как вести себя с тревожными детьми
Консультация подготовлена
педагогом-психологом МБДОУ №131
Натальей Александровной Ахременко
Часто родители переживают из-за того, что их ребенок очень тревожный, пугливый, боится темноты, одиночества, собак, ребят во дворе, одним словом, всего. Как же вести себя с тревожными детьми? Как исправить ситуацию?
Родители в силах помочь маленькому «трусишке» вырасти смелым, активным, а не мнительным занудой с манией преследования и заниженной самооценкой. Причем от вас не потребуется для этого титанических усилий. Поручения, которые вы даете ребенку, должны соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные задания, вы заранее обрекаете малыша на неудачу, а следовательно, на снижение самооценки.
Воспитывая методом «кнута и пряника», предпочтение отдавайте «прянику». Вспомните себя в возрасте сынишки или доченьки. Как часто вам, наверное, хотелось услышать: «У тебя это получится!», «Ты это умеешь делать хорошо!», «Молодчина!».
И еще... Никогда не сравнивайте ребенка с кем-либо, тем более, если сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами или неудачами ребенка. («Сегодня ты нарисовал гораздо аккуратнее, чем вчера», «Сегодня ты постарался меньше, чем вчера, поэтому у тебя получилось хуже. Но, я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше».) Оптимистичные прогнозы «на завтра» не дают повода ребенку считать себя безнадежным.
Играем в темноте.
Многие дошкольники боятся входить в темную комнату. Просят включить свет, умоляют маму или папу остаться с ними на ночь. Поначалу кажется, что ничего страшного в этом нет. Но если ребенок устраивает истерику или перестает нормально спать, мы начинаем хвататься за голову. Что делать? Как научить малыша перестать бояться темноты? Попробуйте поиграть с ребенком... в темноте.
Не отменяйте прогулок с ребенком после наступления темноты (конечно, если это не опасно). Дети, освоившись с неярким освещением улицы, легче привыкнут к такому свету и дома.
Поиграйте с ребенком вместе в полутемной комнате с приоткрытой дверью - пусть по сюжету наступит ночь, и путешественникам, застигнутым врасплох, придется искать дрова для костра (ими могут быть и кубики, и подушки от дивана).
Принесите в спальню карманный фонарик, зажгите его и закройте чем-нибудь вроде коробки из-под обуви и притворите дверь. Фонарик - прекрасное средство для ориентирования в пространстве, которое к тому же помогает ребенку развить навыки управления собственными движениями. Вот неполный список того, чему еще могут научиться дети, играя в спальне с карманным фонариком. Если взять в руку фонарик и быстро вращать им, получается нечто вроде маленькой мельницы. Можно освещать пространство перед собой, сзади себя, над собой, опускать вниз, сидя на корточках, ползая на четвереньках, создавать на полу нечто вроде улитки, поднимая фонарь - уменьшать круг света, опуская - увеличивать его.
Придумайте сказку про мальчика, игрушечного мишку, которые боялись темноты. Пусть героям сказки будет стыдно за свой страх, и они изо всех сил попытаются его преодолеть. Если малыш почувствует, что он не одинок в своем страхе, ему легче будет «раскрыться».
Скажите, что его любимая игрушка боится темноты больше, чем он. Тогда, успокаивая любимца, ребенок почувствует себя сильнее и старше и сможет справиться со страхом.
Устройте несложный «театр теней», поместив фонарик за развешенную простыню, зайдите за нее и попросите малыша угадать, какие движения вы делаете.
Потанцуйте вместе с ребенком в полутьме с приоткрытой дверью или в свете фонарика. Двигайтесь под музыку или без, под медленные и быстрые мелодии, под музыку, прерываемую короткими моментами тишины.
Вместе с малышом погримасничайте перед зеркалом, освещая лица фонариком. «Наведите» фонарик на свое ухо, ногу, руку, предложите ребенку, глядя на ваше отражение, сделать то же самое у себя. В конце такого эксперимента предложите ребенку порисовать на темы ночи и сна, вместе сочините колыбельную песенку, смастерите кроватку для куклы-трусишки, которая боится темноты.
И рисуйте, рисуйте вместе!
Пусть все негативные эмоции малыша останутся на бумаге, а в жизни он будет жизнерадостным и бодрым, даже в кромешной темноте!
Документы, регламентирующие деятельность консультационного центра:
Приказ комитета по образованию г. Мурманска с приложением
Приказ об организации консультационного центра.
Положение о консультационном центре.
Цель создания консультационного центра:
обеспечение прав родителей (законных представителей) на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи.
Задачи консультационного центра:
Музыкальное развитие? Никогда не рано!
Консультация подготовлена
музыкальным руководителем МБДОУ №131
Ириной Владимировной Брязгиной
Наверное, ни одна мама не будет спорить, если кто-то скажет, что музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. Это совсем не означает, что из ребенка с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей – в наших силах.
Итак, когда же стоит начинать это самое развитие и в чём оно должно заключаться?
По мнению специалистов, начинать знакомство с музыкой можно еще до рождения. На третьем месяце беременности мамы, ребенок уже слышит звуки окружающего мира, отличает мамин голос от чужих голосов. В этом возрасте можно петь колыбельные, слушать классическую музыку и наблюдать за реакцией вашего малыша. Если он не проявляет явного беспокойства (излишне толкается или крутится), то, видимо, музыка ему понравилась.
Какие же музыкальные инструменты полезно слушать от 2-х до 6-и месяцев. Можно порекомендовать, как не странно, флейту, а также свистульки, валдайские колокольчики разных размеров и звучащие музыкальные игрушки. Все эти инструменты помогут развить вашему ребенку музыкальный слух.
С 6-и месяцев можно давать в руки ребенку самодельные погремушки (жестяные или пластмассовые баночки, наполненные крупами или мелкими камушками). Главное, чтобы они звучали совершенно по – разному. Можно играть перед ребёнком на металлофоне несложные детские песенки-потешки и наблюдать, как ребёнок реагирует на окружающие его звуки. Этими простыми упражнениями вы сможете расширить диапазон музыкального восприятия вашего ребёнка.
В возрасте от года самое большое удовольствие для детей не только слушать, но и творить самому. Дети этого возраста хорошо улавливают ритм и начинают подпевать, часто даже танцуют под ритмичную мелодию.
Родителям можно порекомендовать «отстукивать» руками какой – нибудь простейший ритм (либо в ладошки, либо кубик о кубик, либо на барабане ) и попросить ребенка его повторить. Скорей всего у него получится не сразу, но не стоит отчаиваться, тем более акцентировать на этом внимание. Лучше на некоторое время «забыть» игру, а потом снова «вспомнить».
Для того чтобы ваш малыш понял, что такое музыкальный темп, можно дать ему послушать разные детские песенки и композиции (быстрые и медленные ), а также позаниматься с ребёнком практически. Например: звучит быстрая музыка: «побежали мы с тобой» или « побежали по столу наши игрушки», а под медленную музыку пошли спокойно, не спеша или «устали наши игрушки и спать легли».
К трём – четырём годам расширяется диапазон слушания музыки. Дети этого возраста уже понимают, что они слышат и о чем поётся в песенках. В этом возрасте можно начинать знакомить детей не только с русскими народными песнями и современными детскими песнями, но и с западной классической музыкой( в детской обработке), которая строится по принципу гармонии, а также с восточной музыкой (индийской, китайской, арабской), которая строится по принципу мелодии.
Это значительно расширит кругозор вашего ребенка. Например, из индийских композиторов можно посоветовать музыку Сатьяджита Рэя. Из западных - Вивальди, Шопена, Моцарта. Из русских – П.И. Чайковского, Н.А. Римского – Корсакова, М.И.Глинки.
Детей в возрасте пяти – шести лет очень заинтересуют музыкальные книжки с поющими картинками, нотками, музыкальными инструментами и целыми песенками.C помощью этих книг ребенок познакомится с музыкальным миром , который его окружает и расширит свой кругозор.
Итак! Все дети от природы музыкальны – об этом необходимо помнить каждому взрослому, воспитывающему своего малыша, но путь развития каждого ребенка не одинаков. Поэтому не стоит огорчаться, если у Вашего малыша нет настроения петь, танцевать, а если возникает желание, то пение кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи.
Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется только время и терпение.
И ещё один совет: не приклеивайте вашему ребёнку «ярлык» - немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
Что такое толерантность?
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке, толерантность - "готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь", во французском - "уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов". В китайском языке быть толерантным значит "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других". В арабском толерантность - "прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение. расположенность к другим", в персидском - "терпение, выносливость, готовность к примирению". В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Более знакомое и привычное слово "терпимость", употребляемое в обыденной речи, означает "способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей".
Толерантность – понятие достаточно новое, это:
– ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;
– терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Вопрос успешного воспитания детей в семье – не в мере родительской строгости или доброты. Он гораздо сложнее, потому что требует от всех родителей осведомленности в психологии личности ребенка, овладение системой воспитания в целом, толерантного подхода к процессу воспитания. Если вы терпеливы по отношению к маленьким детям, добры, объективны, вам не трудно простить друг другу серьезную обиду, стараетесь понять поступок другого человека, не осуждая его, то вы стоите на правильном пути к толерантности, что позволит вам быстро и легко разрешать все конфликты
Мудрые советы:
Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Правила воспитания:
1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное
напряжение.
3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно. В этом случае в ребёнке будут черты толерантной личности.